Сайт группы Капелька
Консультация для родителей "Что бы помнили"
Как рассказать ребенку о войне? Приближаетсявеликий и светлый праздник – День Победы! Праздник, который ждалимиллионы людей по всему миру. Дорогая цена этого праздника –многочисленные жертвы фашизма, слезы жен, матерей и детей. Наши деды и прадедысмогли выстоять и победить в самой жестокой войне XX века, они остановили беду,грозившую всему миру – фашизм. Фильмы о Великой Отечественной войне,познавательные занятия в ДОУ, встречи с ветеранами, утренники и выступления дляветеранов - всё это заставляет ребенка задуматься: что же это была за война,что её окончание празднуется вот уже семь десятилетий? Самый надежный источник, из которого ребенокможет почерпнуть знания об этом таинственном событии - семья. И вот передВами неожиданно встает важная и сложная задача: как объяснить юному человечку,что такое Великая Отечественная война и чем она отличается от остальных войн.На первый взгляд задача эта кажется простой, на самом же делемировосприятие и мироощущение ребенка очень сильно отличается от мировосприятиявзрослого. Поэтому многие вещи ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы онсмог осознать суть и смысл Вашего рассказа. О войне, естественно, нельзярассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме,отвечая на детские вопросы, рассказывая по мере взросления ребенка все больше ибольше. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите емусуществующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди вашихродственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшимирассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его кВечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, ктопогиб на войне. Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните илирасскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди,которые говорят на разных языках. Будет проще, если вы уже ездили вместепутешествовать, и ребенок имеет представление о существовании разныхнаций. Не вдаваясь в подробности, особенно если вы говорите с совсем маленькимидетьми, объясните, что у каждой страны есть правительство, которое в меру своихпредставлений о добре и зле управляет страной и её народом. Дети хорошовоспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтомуне стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев(для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры). Если в живыхесть бабушки и дедушки, видевшие войну своими глазами, можно совместитьприятное с полезным – навестить их и выслушать их воспоминания о военных днях.Таким образом, Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадитевозможность ему гордиться и уважать своих бабушек и дедушек. В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно,подробно говорить об ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка,дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря облокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать,что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставитьеду, и жители города вынуждены были голодать. Первое, что Вам следует объяснить ребенку - этото, что специального места для проведения военных действий нет. Полем боя можетстать любое место на земле, будь то ненаселенное место или населенный пункт.Фронт - это совокупность всех полей боя. Фронт сдвигается в ту или инуюсторону в зависимости от того, чья армия наступает, а чья, соответственно,отступает. Линией фронта называют линию на карте, которая разделяет территории,контролируемые армиями. Тыл - этотоже не специальное место, где трусы прячутся среди заводских труб, а всеголишь территории, расположенные далеко от линии фронта. Ребенок уверен, чтосражаются на войне только солдаты и партизаны. Солдаты - люди, обученные вармии, чтобы защищать страну (либо обученные во Вражеской Армии нападать начужие страны). Партизаны - люди, которых не взяли в армию по какой-топричине, но которые тоже хотят защищать страну. Солдаты сражаются с врагомлицом к лицу, партизаны нападают из леса, прячась за кустами и деревьями.Всё остальное население страны в военных действиях не участвует. Расскажитеребенку, что солдаты, уходящие на фронт - это и есть самые обычные гражданестраны, которые отправились защищать свои семьи, что партизаны - это люди,которые, вместо того, чтобы бежать прочь, когда линия фронта приблизилась к ихжилищам, спрятались в окрестных лесах и вносили свой вклад в борьбу сврагом. Что по всей стране - хоть в тылу, хоть в прифронтовых областях - людиработали изо всех сил, чтобы обеспечить армию необходимым оружием, снаряжением,припасами. Работали не только взрослые и старики, но даже дети постарше.Объясните, что вся страна, от мала до велика, приняла участие в этой войне. Именно поэтому и победа является заслугой нетолько армии, но всей страны. По мнению ребенка, враги- это единый неделимый монолит. Раз война велась с Германией, значит всежители страны - враги. И их потомки - современные немцы - тоже враги, тольконаказанные и присмиревшие. Вам придется четко разграничить Германию как странуи нацистов как приверженцев безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, чтодаже сами жители Германии пытались, как могли, сопротивляться нацистам во главес их вождем Гитлером, что много хороших людей погибло, пытаясь остановить его ине дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие солдатышли на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что ихзаставили, угрожая убить их семьи. Ребенок должен понять: Германия - обычнаястрана, немцы - обычные люди. А вот нацисты - плохие, они и есть настоящиевраги. И именно с ними воевал весь мир, даже сами немцы. Именно поэтомуговорится не о победе над «Германией», а о победе над «фашистской Германией»,это два совершенно разных понятия. Ребенок уверен, что какие-тоособые причины для того, чтобы начать войну, не нужны. Враги нападают потому,что они враги. Вам придется объяснить ребенку, что любая война ведется непросто так, а ради какой-то цели. Одни войны ведутся, чтобы присвоитьбогатства соседей. Другие - чтобы присоединить к своей стране часть соседскойтерритории. Иногда войны начинаются потому, что поссорились правителигосударств. И только эта война была особенная, потому что нацистов возглавлялсумасшедший правитель, который собирался убить всех людей, которые выглядят нетак, как он считал правильным. Людей убивали за цвет глаз и волос, за формуноса. За имя. За национальность. Именно из-за того, что нацисты убивали людейтех национальностей, которых считали недостойными жить, они и получили своеназвание. А в результате опасность угрожала всему миру. В каждой стране былилюди, которых нацисты хотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важнадля всего мира и для нашей страны в частности. И, наконец, последний - по порядкуобсуждения, но не по значимости - вопрос, который следует разъяснить ребенку.Почему война носит название Великая Отечественная? Постарайтесь необъяснять происхождение названия сами, а, вспомнив с ребенком значение слова«отечество», предложите ему подумать, почему война называется именно так. Этоочень хороший способ закрепить результаты беседы и убедиться, что ребенок понялВаш рассказ правильно. В нашем городе есть музей, где естьзал, посвященный военной тематике, Вы вместе с ребёнком можете его посетить,окунуться в историю тех времён, взглянуть на вещи, которые пережили военныедействия, прослушать интересную лекцию экскурсовода. Ну и, конечно, обязательнопосетите вместе с ребёнком 9 мая торжественный парад, посвящённый ДнюПобеды. Посетите мемориалы и памятники павшим солдатам в нашем городе,возложите цветы вместе с ребёнком на их могилы. Не забудьте поздравить бабушеки дедушек праздничными открытками, которые ребёнок может изготовить сам или с Вашейпомощью. Ну а вечерний салют в честь победителей подытожит Ваш рассказ о войнеи военном времени. 3 мая 2016 в 14:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.