Сайт группы Капелька

Консультация для родителей " Человек и природа в детских произведениях Мамина-Сибиряка"

 ДмитрийНаркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что "ребенок - самый лучшийчитатель". Для детей им написаны рассказы и сказки:"Емеля-охотник", "Зимовье на Студеной", "СераяШейка", "Вертел", "Богач и Еремка". У Мамина-Сибирякабыло свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги длядетей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества,писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальныепроблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об "Аленушкиныхсказках", которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, онсказал: "Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому онапереживет все остальное". Нет слов, хороши "Аленушкины сказки",но и у большинства других произведений Мамина-Сибиряка долгая и славная жизнь.

А.М.Горький, обращаясь к Мамину-Сибиряку, писал: "В день сорокалетия великоготруда Вашего, люди, которым Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ,русский язык, - почтительно и благодарно кланяются Вам, писателю воистинурусскому... Земле родной есть за что благодарить Вас, друг и учитель наш".Анализируя произведения по теме работы - "Человек и природа в детскихпроизведениях Мамина-Сибиряка", мы отметили, что всем своим творчествомавтор стремился не только привить любовь к родному краю, но и добиться, чтобычитатели становились его защитниками, чем и определили цель работы:охарактеризовать роль человека природы в детских произведениях Мамина-Сибиряка.Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: -исследовать значимость художественного наследия творчества Д.Н.Мамина-Сибиряка; - дать характеристику детским произведениям Мамина-Сибиряка,где автор выступает как друг и защитник природы; - показать приёмы активизациисловаря детей при работе с произведениями данной категории.

1.Художественное наследие писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка

Художественноенаследие Мамина-Сибиряка для детей составляет более полутораста произведений:повестей и очерков, рассказов и сказок. К сожалению, лишь малая их частьизвестна нашим детям. Всего несколько рассказов вошли в программу начальнойшколы.

Судьба сранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют"певцом Урала", открывшим целую область, ранее неизвестную."Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно... " - говорил он.

Целый циклрассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь ираннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки ("Кормилец").Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного вученики к сапожнику ("В каменном колодце"). Так писатель выполнялосновную задачу своего творчества - готовил сознание молодого поколения кборьбе с общественным злом.

Один изранних рассказов "Емеля-охотник" открывается превосходной пейзажнойзарисовкой: "Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимойлесной глуши спряталась деревушка Тычки". Удивительно слияние почтисказочного зачина "далеко-далеко" и ритмической напевности среалистической точностью места действия - "деревушка Тычки". Вчеловеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднитпростого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяетповедение охотника Емели, оставившего в живых олененка.

Многосказочного и в рассказе "Зимовье на Студеной", особенно в описанияхприроды ("Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега,завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула вснегу"). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты - всепродумано, все создает живость, одухотворенность повествования.

Друзьямилюдей в рассказах писателя обычно оказываются собаки: Лыско у Емели, Музгарко устарика Елески. Особенно трогательно описывает Мамин-Сибиряк долгую дружбуЕлески и Музгарки. Скупо и предельно выразительно рассказывается о корнях этойдружбы, о долгих годах ее и о смерти сначала Музгарки, а потом и Елески.

Мамин-Сибиряквсегда тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них, какправило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо.Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания омолодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки.Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогаютМамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь кродине, к народу-труженику.

Детямдошкольного возраста адресованы "Аленушкины сказки", над которымиМамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведенияподлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органичносочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана сперенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, "Сказкапро храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост" начинаетсякак будто традиционно, с хвастовства Зайца: "Никого я не боюсь! - крикнулон на весь лес - Вот не боюсь нисколько, и все тут!" Но трусом оказался нестолько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. "Когда Заяц упал на него,ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу другихзайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный... " С начала и до концасказку пронизывает один мотив - "надоело бояться", "надоелопрятаться". Условный мир зайцев и волков иносказательно отражаетвзаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых встрахе. Главное - поверить в себя: "С этого дня храбрый Заяц начал самверить, что он действительно никого не боится". Эта мысль четко воплощенав конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки. В"Аленушкиных сказках" образы, композиция, стиль, язык тесно связаны сцелями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания("Умнее всех"; "Сказочка про Воронущку - черную головушку ижелтую птичку канарейку"; "Сказка про Воробья Воробеича, ЕршаЕршовича и веселого трубочиста Яшу"). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящемудетские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятиядошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народнымдетским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же времяживотные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные,удивительные события.

"Аленушкинысказки" занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они былисначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовленыдля издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм,задушевность и колыбельную интонацию: "Баю-баю-баю... один глазок уАленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает.Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки".

Стиль этойприсказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал надсказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свойстиль, который современники метко назвали "Маминслог". Язык детскихпроизведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками,остроумными и меткими присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке"Умнее всех" подчеркиваются в диалоге его с обитателями птичьегодвора. Когда Индюк требует, чтобы его признали самым умным, ему отвечают:"Кто же не знает, что ты самая умная птица!" Так и говорят:"Умен, как индюк". Ирония этой характеристики понятна дошкольникам.

3 мая 2016 в 14:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.